Экспедиция Рдейский монастырь
 Новости

 Форум,в контакте

 Календарь 2020

 Экспедиции

 Мероприятия

 Правила

 Вопросы-ответы

 Свод советов

 От участников

 Ищем таланты!

 Полезные вещи

 Автотурюмор ;-)

 Полезные ссылки

 Законодательство

 Рекомендовано WWW.LOSIK.RU

 Пресса о нас

 Реклама на мероприятиях клуба

 Персональные данные




Статья опубликована в №9-10 сентябрь-октябрь 2006>Дорога к храму

Дорога к храму

Они доехали до Рдейского монастыря!

Видавший виды Daihatsu Rocky увозил меня все дальше от роковой черты, через которую я перешел, согласившись на эту авантюру. И тут сидевший за рулем Паша изрек: «Буквально вчера все было нормально… Мистика какая-то… Кто заболел, а кто отказался… В общем, нас четверо на три машины. Короче, штурманом будешь!» И куда мне было деваться? Оставалось одно – попытаться совместить ориентирование и фотографирование...

Сонный человек и две большие собаки прогуливались по уютному дворику загородного дома. Человек сделал жест рукой в сторону чегото черного и лифтованного, зевнул и поведал, что до пяти утра менял колодки. Вот и сюрприз номер два. Из чего только монстров не строили, но это!.. По всем канонам, Suzuki Vitara XL-7 даже в сочетании с портальными УАЗовскими мостами на хитрой пружинной подвеске никак не укладывался в сознание. Когда же Сергей (так звали сонного человека) выкатил из-за хозблока пять новеньких Super Swamper Bogger 35x14.5 и с явным удовольствием поставил их рядом с Suzuki, тут у кого угодно точка сборки сместится... Но делать нечего – покидав все необходимое в Vitara и построив в кузове Daihatsu Rocky (он же «Грызлик») небольшую башню из продукции компании Interco, наш караван двинулся в сторону непокоренного «внедорожного Эвереста». Вагон энтузиазма и полные баки. Что еще нужно пятерым сумасшедшим?


РДЕЙСКИЙ МОНАСТЫРЬ (недействующий)

Основан как мужской во второй половине XVII века. В. В. Зверинский в своей книге «Материалы для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи» указывает на существование обители в 1670-1688 годах. В описании 1859 года приводится надпись, которая была на кресте в церкви Успения (17001710 г.). «Лета 7200 (1692) марта в 10 поставлен животворящий крест в обитель преподобных Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев, рекомые Рдейские, на месте идеже водружен руками преосвященного Корнилия, Митрополита Великаго Новгорода и Великих Лук водрузися». Первой каменной постройкой обители стала церковь Успения, законченная в 1710 году. В 1764 году монастырь упразднили. Монастырские земли перешли в казну, а имущество – в иные монастыри Новгородской епархии. Осталась только церковь Успения, переведенная в 1780 году в разряд приходских. Позже, из-за значительной удаленности от какого бы то ни было жилья, приход был переведен в деревню Наволок. Дальнейшая судьба монастыря связана с купцом Александром Николаевичем Мамонтовым. После тяжелой болезни Мамонтов занялся делами церковными. В 1880 году он становится попечителем приходской церкви в Наволоке, а в 1883 году приход вновь переводится в церковь Успения бывшей Рдейской пустыни и, наконец, в 1887 году по указанию Синода монастырь открывается как женская «житейская обитель с училищем для малолетних детей». Далее Мамонтов ходатайствует о строительстве в Рдейской пустыни нового каменного храма. Строительство новой церкви Успения началось в 1898 году и было закончено в 1902. Мамонтов пожертвовал на строительство 150 000 рублей, однако расходы перекрыли смету более чем в два раза. Автором проекта являлся академик Каминский, исполнителем работ – архитектор Борютин. Иконостас выполнил московский мастер Захаров.

По материалам Открытой Православной Энциклопедии «Древо»


Капитан Улитка

Его интересно слушать. Слушать, как планировалась экспедиция, как на разведке трассы все пошло кувырком. Но главные его слова звучали так: «Сюда еще никто не доезжал на автомобиле. Здесь были только те, кто смог дойти пешком, долететь по воздуху, воспользоваться специальной техникой. Здесь самое большое в Европе болото и самый загадочный монастырь. Да простит нам Господь нашу гордыню, мы хотим первыми оставить здесь отпечатки автомобильных шин!»

Очередной «замечательной» новостью стала максимальная скорость Daihatsu. Я свидетель – Паша давил на педаль как мог, но «до омерзения честный GPS» никак не хотел показывать больше 62 км/ч. Списав это на досадную ошибку в диаметре колес (фразу «надо было ставить тридцать пятые» я выслушал раз двести), пришлось с сим фактом смириться. Не возвращаться же. Но шутки про «Капитана Улитку», «быстрого Вжика» и народная мудрость «тише едешь – дальше будешь» сыпались из рации с завидным постоянством. Ладно бы так, но ведь еще и все посты ДПС, попадавшие в прямую видимость, уделяли нам массу внимания, причем самого разного характера. Например, пост на Московском шоссе порадовал зловещей формулировкой «эта машина не похожа на Daihatsu Rocky», а на въезде в Старую Руссу все было с точностью до наоборот – инспектор подивился цели нашей экспедиции и искренне пожелал удачи. Но в любом случае,шесть тщательных проверок документов на четыреста пятьдесят километров пути – это многовато. Ближе к вечеру черепашья скорость, гул колес и мерное тарахтение дизеля вымотали меня окончательно, и я провалился в тяжелый дорожный сон. Поспал недолго. Жуткая тряска последних километров легко вытащила меня из анабиоза…

Магия «Чи» и «Че»

Нет, все-таки странная это штука – человеческая память…В тех краях есть две деревни – Чекуново и Чикуново (между ними всего несколько километров). Одна из них была нашей целью. Но как я ни старался запомнить правильную букву, все впустую. Вот и сейчас немогу вспомнить. Даже диктофонные записи не помогают – произношение сглаживает разницу. Смотрю по карте – вроде как «Че». Ладно, пусть так и будет...

Итак, лесхоз в Чекуново. Это наша «стратегическая» база. Здесь есть сварка и замечательный Александр Иванович. Паша разворачивает «полевую кухню», закидывая в котелок гречку, Серега перегружает вещи, а УАЗисты с аппетитным хрустом открывают баночки с газировкой. Идиллия... Вроде ничего еще не сделано, но Большое Экспедиционное Настроение уже у всех присутствует. Все суетятся, что-то перекладывают с места на место и пытаются вспомнить, кто что забыл. Переобуваем технику. Автомобили, наконец, приобретают серьезный вид. Что же до Vitara, то на «35-х» Bogger Suzuki действительно смотрится внушительно. И тут мое созерцательное настроение прерывает Паша, намекая, что штурман просто обязан помочь пилоту перемотать тросы на лебедках. Сюрприз номер следующий: передняя лебедка мотает, но не в ту сторону. Паша клянется, что эта лебедка будет отлично работать в любую сторону. Мы соглашаемся. На ночлег располагаемся в просторном офисе лесхоза. Как же хорошо, когда есть на свете гостеприимные люди!

Пропавшая деревня

Все, кто нам встречался, твердили, что мы не доедем. Просто зомбирование какое-то. Все утверждали, что нам что-нибудь (или ктонибудь) обязательно помешает. И не поверите, всю бодрость духа как рукой снимает после рассказов о сгинувших в болотах и умерших по возвращении. Поговаривают, что все, кто уносил из монастыря хоть маленький камушек, обязательно погибали при странных обстоятельствах. Мистика, конечно, но мне больше всего интересно, распространяется ли это правило на фотографии. Вы уж поймите мое беспокойство – право, обидно сгинуть в болоте, пусть и крупнейшем в Европе, и всегото за пару неосторожных кадров. Радовало одно – до нас тут бывали и фотографировали. И ничего, пока все живы…

Утро. Завтрак. Гречка. Пора. Едем почти наугад.Местныемужики, скептически ухмыляясь, подсказали нам выход на отрезок старой дороги, ведущей к болотам. С одной стороны, это сэкономит нам несколько часов, но с другой…«УАЗик там не проходит, но вы (уважительный кивок на машины) проедете». Обнадежили...

Надо сказать, что дорожка эта просто изобиловала всякими милыми шутками. Обычно просеки бывают ровными (пусть и с ямами), а эта отличалась какой-то ступенчатостью. Каждые метров двести обязательно порог, да такой, что на него даже легкий «Грызлик» еле забирался, даром что на «36х» TSL.

Согласно карте, мы на околице деревни Кокачево. Странно – что въехали, что не въехали. Никаких отличий от окружающего пейзажа. Нет даже остовов домов. Между тем «до омерзения честный GPS» твердит, что мы на центральной улице! Возможно, так оно и есть – под колесами длинная ровная насыпь, а по сторонам от насыпи еще 30 лет назад стояли дома. Но как могут за столь короткий срок исчезнуть все признаки жизни? Объяснения я не нахожу. Однако вот еще одно подтверждение – кладбище в рощице, причем последние могилы в основном датированы 70ми годами прошлого века. Даже если предположить, что дома были разграблены, а срубы сожжены дотла, то куда делись фундаменты?

Спустя некоторое время въезжаем в брошенную деревню Высокое. Черные глазницы окон и рые покосившиеся дома. Но при этом вполне свежие бетонные столбы, и даже место крепления трансформатора сохранилось. Ни души, только тучи насекомых. Кстати, еще в прошлом году здесь жил «Фантомас» – странный человек с ужасным серым лицом, за которым, как преданные собаки за хозяином, везде бродили козы и куры. Теперь и его нет. Исчез. Может, оно и к лучшему. Зашли в дом, осмотрелись. Ничего особенного – обрывки быта ночевавших здесь бомжей, пустой красный угол с выгоревшими обоями и следом от иконы. Нет, здесь совсем не страшно, но, тем не менее, что-то постоянно нашептывает: «Прочь, прочь отсюда»…

Линия ворот

Вечернее солнце медленно садилось в чрево мертвого леса, заливая небо кровавым свечением. Осталось пройти самую малость. Всего пару километров. До сих пор скорость передвижения, по данным «до омерзения честного GPS», составляла примерно 400 метров в час. Выходит, около пяти часов остается до заветного кусочка суши на берегу озера Страчино? Сто метров сухой земли, где мы намереваемся разбить лагерь. Сто метров старой монастырской дороги, которая даст нам приют. Дай нам, Господи, сил выбраться из этой западни. Наш путь к твоей обители, дай нам силы.

Еще немного движения на ощупь по высокой траве, и мы в ста метрах от болота. Не помню точно, кто первый (кажется, кто-то из местных) сказал слово, но запомнилось мне это место под именем «ворота». Сомкнувшиеся кроны деревьев и кажущийся очевидным путь, полный черной жижи. Он словно манит, предлагая путнику готовое решение, и заставляет идти сквозь этот ад. Несложный с виду проход. Не верьте – перед вами минное поле. Этот участок когда-то был покрыт гатью. Но это было очень давно, может, сто лет назад, а может, и больше. И сегодня гать настолько ушла в землю, что увидеть можно всего дватри бревна. А остальные бревна ждут…Огромные стволы, как мины-ловушки, неожиданно выскакивают из земли строго вертикально и бьют прямо в днище. И тут на нас навалились слепни. Если раньше их было просто много, то теперь количество насекомых на квадратный…сантиметр уже больше единицы, причем о размере этих монстров можно было слагать поэмы. Сквозь «ворота» мы пробивались в три лебедки, а когда «линия ворот» осталась позади, кто-то…«выключил» слепней. Честное слово, стоило последней машине отъехать на десять метров от злополучного места, как все крылатые ужасы леса кончились. Словно кто-то щелкнул выключателем. Исчезло даже чувство тревоги. Сквозь расступившиеся деревья нам открылся вид на огромное болото. Это сверкал, переливаясь на солнце влажным мхом, наш не пройденный еще путь к Храму…


КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ВЫЛАЗОК К РДЕЙСКОМУ МОНАСТЫРЮНА КОЛЕСНОЙ ТЕХНИКЕ

Рдейский монастырь давно влечет своей недоступностью. Уникальное расположение дает повод как для слухов и домыслов, так и для непреодолимого желания непременно посетить это спрятанное от всего мира место. А главная интрига нашей экспедиции заключалась в том, что на полноприводном автомобиле сюда никто еще не доезжал. Ради этого стоило хотя бы попробовать. Мы рискнули и дошли. А рисковали до нас многие.

Январь 2001. Первая экспедиция Андрея Фаробина. Попытка добраться до монастыря на стандартных УАЗах. Итог: неудача. Подвела погода – оттаяли зимники.

Январь 2002. Вторая экспедиция Андрея Фаробина. Новая попытка добраться до монастыря на стандартных УАЗах. Итог: неудача. Главное препятствие – непрокатанные зимники и глубокий снег. Монастырь достигнут на лыжах без машин.

Октябрь 2002 года. Третья экспедиция Андрея Фаробина. Итог: успешное достижение монастыря, но снова не на автомобилях, а на «каракатах» – вездеходах на шинах сверхнизкого давления.

Октябрь 2003. Экспедиция журнала « Полный привод 4х4» на автомобилях разного уровня подготовки. Итог: неудача.

Январь 2005. Экспедиция Владимира Зарицкого, Павла Трухляева и телеканала СТС на подготовленных автомобилях. Итог: неудача. Монастырь достигнут пешком.

Июль 2006. Экспедиция Павла Трухляева при поддержке Выборгского клуба автомобильного туризма «Лось» на подготовленных автомобилях. Итог: монастырь впервые достигнут на полноприводном автомобиле.


Чего-то не хватает…

Как ведут себя люди в экстремальной ситуации? Кто-то садится на бревно с баночкой «Пепси» и предоставляет другим решать вопросы. Кто-то задумывается и ищет решение. Кто-то с интересом наблюдает за действиями товарищей. А кто-то просто начинает идти напролом. И, самое интересное, что в таких ситуациях модель поведения человека зачастую меняется на диаметрально противоположную той, что сформирована привычными жизненными устоями.

Первое болото и первое разочарование. Легкий Daihatsu едет прекрасно, а вот забитая палатками, одеждой, едой и водой Vitara зачастую может устоять на поверхности только передними колесами. Как только они надрезают мох, опоры для заднего моста уже не остается. Едем по 30 метров, на длину троса, и лебедимся друг за друга. Я бегу впереди каравана. Стараюсь вести машины по плотному ковру ягеля, но ковер рваный, да и ширины проездов на две машины не всегда хватает. В результате приходится рисковать и сводить вторую машину в колею первой. Проходим метров двести. Пересекаем колею от ГТС…Но откуда ощущение, что чего-то не хватает? Стойте, а где УАЗ?! Кричим в рацию. Ответа нет…

Честно говоря, перепугали они нас не на шутку. Второе место в «Киварин-трофи 2006» – это, конечно, показатель мастерства, но видно, что опыта болотной езды у ребят нет вовсе. Есть же два известных правила: во-первых, не суйся в чужую колею, а во-вторых, увидел ярко-зеленые такие хвостики (пятном растут) – сворачивай куда угодно, только не в их направлении. В общем, сели ребята плотно. Мы их насилу вытащили. Нет, так дальше не пойдет – выбираем место посуше и бросаем УАЗ прямо посреди болота. Дальше пойдем двумя машинами.

Тем временем шиномонтажная компания «Паша, Серега и Ко» устроила небольшой пит-стоп. Теперь на «Грызлике» стоялиширокие 14» Bogger, и при его небольшой массе это должно было стать неплохим подспорьем на слабых грунтах. Сгружаем в Daihatsu все сендтраки, проверяем лебедки, берем с собой сухой паек и уходим в направлении, где, судя по карте, находится маленький полуостров, несущий на себе огромный Храм. Пока все идет на удивление гладко. И тут началось…Пройдя две «засады», мы обратили внимание на странный стук при работе лебедки «Грызлика», а на третьей двигатель Daihatsu выдал рекордное значение перегрева и заглох. Все в полном непонимании. Радиатор пустой! Паша нырнул под машину, и в течение пяти минут мы слышали его беседу с… лебедкой – то обвинительную речь, то раскатистые выражения. А что скупиться – вал лебедки разболтался и пробил нижний бачок радиатора! Просто автомобильный суицид какой-то. Народная смекалка, поксипол, кусок носового платка, армейский нож и запасы питьевой воды, конечно, спасли ситуацию, но энтузиазма поубавилось.

Хранитель

И тут солнце прикрыло облако. Небольшое такое облако. Сквозь него пробился луч света и осветил какую-то постройку вдалеке. Я вынул фотоаппарат и посмотрел в видоискатель…Подзорная труба из камеры не ахти, но я четко разглядел купола. Вот мы его и увидели. И луч солнца указал нам дорогу. Это ли не знак? И ничего, что сегодня мы приблизились к Рдейскому монастырю лишь на триста метров. Завтра дойдем...

Все-таки страшная штука эти ГТС. Уничтожают почву за один проход. Колеи просто чудовищные. А поскольку для них тоже существует правило «два раза по одной колее нельзя», то с каждым проездом гусеничного вездеходаширина нарушенного мохового покрова разрастается на несколько метров. Теперь скажите, как нам пересекать эти десятиметровые провалы? Сендтраки? Сперва попробовали взять одну колеюходом. В результате «Грызлик» угнездился намертво. Размотали лебедку, но без помощи колес машина двигаться отказалась. А лебедка механическая. Попробовали раз, попробовали два… Потом Паша плюнул и нажал на газ. И машина пошла. Но пошла она вместе с доброй тонной мха. Яма за Daihatsu осталась глубиной метра полтора-два, а затем «Грызлик» уперся во что-то твердое. Пока мы щелкали хай-джеком, Сергей нашел еще один отрезок старой монастырской дороги, только она оказалась вся завалена буреломом. Есть выбор – и дальше заниматься «торфоразработками» или пилить, но ехать по твердой почве. Пилить показалось логичнее, что мы, собственно, и делали несколько часов кряду. Окончательный расчет был такой: завтра доходим до монастыря и насколько можно отходим обратно, возможно даже, если хватит времени, на место сегодняшней стоянки, на этот сухой отрезок дороги. Затем еще один день на возвращение в лагерь и домой.

По мере приближения к монастырю лес превращается из молодого соснячка в серьезный сосновый бор, почва становится твердой, а деревья растут так часто, что Паше приходится филигранно проруливать «Грызлика» между стволов. Засланный на разведку Сергей вскоре вернулся мокрый по пояс и радостно сообщил, что дорога есть, но она скорее… река. Зато можно прорубиться в протоку. Близость цели придает сил не только нам, но и «Грызлику» – просто поразительно, как он скачет по этим мокрым бревнам.Между тем заветные купола уже проглядывают сквозь деревья… Еще две лебедки и пара движений бензопилой, и мы у цели. Тут на пригорке мелькнула тень человека в камуфляжном костюме. «Рубить его надо, рубить!» – показал он на дерево. Ситуация слегка ошарашила. Здесь-то мы уж точно никого встретить не рассчитывали. Кто это? Хранитель? Тем временем таинственная тень исчезла в деревьях, а за ними начиналась прекрасная дорога. Это был последний отрезок нашего пути к Храму.

Сон во время праздника

Что-то я никак не возьму в толк, где у этого храма кресты? На самих куполах-то они есть, но больше нигде не видно, а ведь привычные мне православные храмы всегда буквально увешаны крестами. Кресты на витражах, кресты над входом, кресты в орнаментах, кресты кругом. Так что же это за монастырь без крестов? Самое главное, что они не украдены, не сняты. Сохранилось большинство кованых решеток от витражей и довольно много фрагментов фресок. И что бы вы думали? Там везде только лилии! Лилии сплетенные, лилии цветущие, лилии перевернутые, лилии наклоненные. На всех сохранившихся участках фресок тоже угадывается этот цветок. Даже плитка на полу несет на себе аналогичный символ. Нет, я все пони-маю, и в геральдике лилия – символ стремления к совершенству. В данном случае непонятно только одно – что же доводилось до совершенства в этих не знавших крестов стенах?..

Вот мы и пришли. Нет, не так – мы приехали! Вот мы, вот «Грызлик», а вот Рдейский монастырь. Взгляните на заставочную фотографию – это ли не доказательство свершения? Но при этом никаких ощущений. Устали просто. Долго подбирал афоризм, и тут кто-то мне подсказал: «Работа без сна ради праздника всегда заканчивается сном во время праздника».

Мы внутри храма. Запись в книге. Осмотр того, что осталось от фресок и отделки. Обращаем внимание, что общая структура здания сохранилась достаточно хорошо. Конечно, не без следов кладоискательства, но вполне реставрируемо. В глаза бросается сложная система вентиляции и парового отопления. Серьезное здание, даже сейсмостойкое. Несущие колонны сделаны из кирпича и монолитных известняковых блоков. Как же их сюда доставляли? Может, болото в те времена было посуше? А вот о духовности говорить можно лишь с дистанции. Эти стены совсем не располагают к отдохновению души. Но здесь есть что-то другое. Оно гораздо серьезнее всего того, что видит глаз и чувствуют руки.

P.S. Нормальные туристы бросают монеты в Эгейское море или в каналы Венеции. А мы утопили весь запас мелких денег в огромную лужу на монастырской дороге. Ребята, вы понимаете, куда хотите вернуться?

СЛУХИ, ЛЕГЕНДЫ И ДОМЫСЛЫ

Будучи, пожалуй, одним из самых таинственных культовых сооружений, Рдейский монастырь собирает вокруг себя множество подтвержденных и неподтвержденных слухов и легенд. Стоит только копнуть чуть-чуть, например, воспользоваться поисковыми системами в Интернете, как на поверхность всплывает такое, что дрожь пробирает. Доказательств, конечно, нет, но разве можно задокументировать ощущения? Говорят, что монастырь никогда не подпускает к себе с первого раза. Обязательно портится погода, рушатся планы и возникают непреодолимые обстоятельства. И только доказав, что дойти до Храма для тебя важнее всех обстоятельств, можно открыть путь к этому чудесному месту. Говорят, что в стенах Храма можно исцелиться. Если не вдаваться в подробности, которые по большей части приукрашены, то можно узнать, что некая женщина избавилась там от паралича. А еще говорят, что тех, кто написал на стенах монастыря свои имена в стиле «здесь был Вася», уже нет. Рассказывают также, что два черных копателя, поставившие железный шалаш неподалеку от монастыря, сгорели заживо в этом жилище. Да мало ли что еще говорят... Вспоминают и про какую-то экспедицию спецподразделения СС по поиску артефактов во время Великой Отечественной войны. О «северных крокодилах», якобы живущих в Рдейском озере. Выдвигается масса теорий о происхождении узоров на стенах, в том числе о невероятной схожести орнамента под куполом с современным рисунком цепочек ДНК… А как объяснить то, что обитель, скорее всего, основана в 1666 году? Откуда нам знать, правда это или вымысел. Важно лишь помнить, что легенды никогда не возникают на пустом месте.


текст и фото: Дмитрий ЛЯХОВЕНКО

Стать я на сайте журнала ORD http://www.off-road-drive.ru/archive/14/Doroga_k_hramu

 На верхОтправить письмо
  © Клуб автомобильного туризма "Лось" 2006-2013   
Разработка сайта: К.Шведов info@losik.ru           

    Rambler's Top100