Офф-роад Драйв 12-2010
 Новости

 Форум,в контакте

 Календарь 2017

 Экспедиции

 Мероприятия

 Правила

 Вопросы-ответы

 Свод советов

 От участников

 Ищем таланты!

 Полезные вещи

 Автотурюмор ;-)

 Полезные ссылки

 Законодательство

 Рекомендовано WWW.LOSIK.RU

 Пресса о нас

 Реклама на мероприятиях клуба

 Персональные данные





Фотографии экспедиции Фотографии экспедиции Документ без названия

Статья об экспедиции клуба WWW.LOSIK.RU «Север 2010»
Опубликована в журнале ORD – Off Road Drive №12 декабрь 2010

Манящий Север

Середина августа, Центральная Россия в дыму. Мы – 11 человек и три собаки — отправляемся в экспедицию за Северный полярный круг: стартуем из Санкт-Петербурга в сторону Мурманска. Наш транспорт —Toyota LC 80, UAZ Hunter, и Nissan Patrol
Первая ночевка — в Карелии, в Гирвасе. Это место хорошо знакомо путешественникам и любителям офф-роуда. Чудесное озеро Палье и канал Пионерный, дивные закаты, песчаные пляжи. Гирвас встретил нас прохладой, которая была необходима после долгого перегона на автомобилях. В ночь с 12 на 13 августа мы наблюдали удивительное явление природы — звездопад. Уютно устроившись у костра, после вкусного ужина мы считали падающие звезды и загадывали желания.

За Полярный круг!

Во время экспедиции можно немного отклониться от первоначального плана и посмотреть что-то в стороне от основного маршрута. Так, мы приняли решение заехать в Кемь. Некоторые участники пробега мечтали побывать на Белом море. Кемь — небольшой город, расположенный в устье одно именной реки. Здесь не так давно шли съемки фильма «Остров». Именно по этим местам мы и прогулялись. У нашей компании есть традиции, и одна из них — священное омовение в реках, морях, озерах и океанах в любом месте, в любое время и в любую погоду. Каждый путешественник потрогал, попробовал холодную соленую воду Белого моря, а некоторые зашли в него по колено и немножко поплескались.
Ближе к вечеру группа пересекла Северный полярный круг. Стало свежо, даже прохладно.
Пока мы выбирали место для стоянки, в свете фонариков обнаружилось огромное количество грибов и ягод. Чем дальше на север, тем интереснее пейзажи за окном, ниже деревья и выше холмы. Скоро деревья превращаются в кусты, а потом и вовсе исчезают, уступив место мхам и тундровым цветам. Цветение тундры — потрясающее зрелище. Казалось бы, на камнях не может ничего расти, а тем более цвести. А она цветет, причем разнообразие красок и оттенков огромно.
Подъезжаем к погранконтролю. Все серьезно: шлагбаумы, пограничники. У нас проверяют документы, военные спрашивают, куда и зачем едем. Объясняем, что путешествуем по Кольскому. Наши данные фиксируют, и мы торжественно проезжаем через пост. Наконец появилась возможность свернуть с асфальта, и с первых же минут то из рации, то с соседнего кресла машины стали раздаваться крики восторга. Горы, реки, водопады — все поражало воображение. В первые дни, проведенные на Кольском полуострове, нам не хватало батареек в фотоаппаратах, так как хотелось увезти с собой каждый камешек, каждое озерцо и горную речку, каждую волну на море и каждое дуновение ветра. А ветер, надо сказать, не щадил. Северная часть полуострова встретила группу сильным ливнем и порывистым ветром, придающим особую красоту реке Титовка, на которой мы остановились на ночевку. И без того быстрая, она бурлила и пенилась.
Мы нашли уютное место на ее обрывистом берегу. Некоторые любители рыбалки совершили попытку спуститься к воде и закинуть удочки, но им помешало ненастье.

Средний и Рыбачий

Подъем был ранним и веселым, ведь нас ждала первая встреча с морем, к которому мы так рвались. Однако она слегка затянулась, так как участники все время останавливали машины, чтобы погулять, подышать, поснимать безграничную каменную тундру и чистейшие озера Среднего полуострова. Вода в них настолько прозрачная, что видны не только камешки на дне, но и разнообразные рыбки. Еще она очень вкусная, недаром говорят, что на Кольском можно пить из каждой лужи. Первая встреча с морем была незабываема. Оно штормило, высота волн достигала 4–5 м. На берегу мы нашли ракушки, красивые камни и водоросли. Дорога вдоль моря приковывала взгляды, мы ехали медленно, наслаждаясь пейзажами. Пройдя несколько десятков километров по чудесным горным дорожкам, мы поднялись на батарею Паначевного.
Это комплекс, состоящий из командного пункта управления огнем и пяти 100-миллиметровых орудий, находящихся в паре километров от основного командного пункта. Сложно себе представить, как в тяжелых условиях Севера строили такое мощное сооружение, состоящее из комплекса подземных тоннелей с помещениями, каждое из которых имело свою функцию. К вечеру добираемся до полуострова Рыбачий. Казалось, разбить лагерь невозможно, — ветер был такой силы, что сдувал все на своем пути. Было принято решение спрятаться в заброшенном поселке Большое Озерко. Мы нашли дом, за углом которого ветер дул чуть слабее. Вообще зрелище нам открылось печальное. Раньше в поселке жили люди, они работали, учились, влюблялись. Теперь же часть домов разрушена. Заходить в строения страшно, кажется, они могут улететь с порывом ветра, так как из-за отсутствия окон и дверей сильно продуваются. В 1959 году сюда был переброшен из Таллинна полк ПВО с ракетным комплексом, таким же, из которого годом позже под Свердловском был сбит самолет-шпион У-2. А осенью 1994 года поселок покинули последние жители.
На Кольском полуострове во времена Великой Отечественной войны шли ожесточенные бои, и все вокруг напоминает об этом. Путешествие по Рыбачьему и Среднему можно охарактеризовать коротко: эхо войны. Огромное количество дотов. То тут, то там — остатки окопов, местами даже остатки строений. И всюду мемориалы павшим в боях солдатам. Сейчас сложно поверить, что в таком красивом месте шли страшные бои и эта чудесная земля омыта кровью. Проезжаем ВайдаГубу и оказываемся на мысе Немецкий. Море бушует. Местные жители рассказали, что такого шторма не было давно, можно сказать, что нам повезло: высота волн достигала 10 м. Зрелище незабываемое!

Ночлег в гараже

Двигаемся дальше вдоль берега и оказываемся на мысе Кекурский. Шторм в самом разгаре. Высокие скалистые берега дают возможность забраться повыше и увидеть стихию во всей красе. К вечеру принимаем решение остановиться на ночевку в заброшенном военном гарнизоне. Мы ни разу не пожалели об этом: не каждый день удается ночевать в гаражах. Палатки установили прямо внутри строений, где вообще не было ветра и даже казалось, что потеплело. Отдохнув немного, приготовили первые за это путешествие вкусные блинчики.
Наутро мы продолжили путешествие по полуострову Рыбачий. Следующая остановка — на мысе Большой Скорбеевский, а потом — на Зубовской Губе (здесь было решено совершить ритуальное омовение в океане). Погода стояла прохладная, дул сильный ветер. На глазах изумленной публики самые отважные участники экспедиции в лице оператора Андрея Лушкина, шефповара Дмитрия Пантелеева и руководителя экспедиции Сергея Кисленкова разделись и зашли в воду. Купались они не долго, но мужественно. Отогревшись в машинах, все двинулись дальше. Шторм не утих, поэтому спали в уже знакомых нам гаражах.
После непродолжительных скитаний мы выехали на старую немецкую дорогу в Печенегу. Трасса выложена вдоль хребта Муста-Тунтури и представляет собой совершенно удивительное зрелище. Прошло больше 60 лет, а она сохранилась полностью, только деревянные мосты обвалились. Дорога была построена немцами во время Великой Отечественной войны, выложена идеально подобранными друг к другу камнями, сверху — плотный грунт. В тех местах, где раньше были мостики, дорога обрывается, и надо объезжать по колее, накатанной машинами. Местами попадаются небольшие броды. Надо сказать, что немецкая дорога — своего рода музей под открытым небом. Со всех сторон — доты, остатки окопов, пушки, сложенные вручную укрепления. Муста-Тунтури — самый северный участок фронта Второй мировой войны и единственное место, где немецкие войска не смогли перейти сухопутную границу России.

Териберка

Об этом месте надо сказать отдельно. На фоне потрясающих пейзажей, гор, водопадов и моря — совершенно умирающий, некогда большой поселок Териберка, расположенный на берегу Баренцева моря. В нем мы увидели пустые брошенные дома, кладбище кораблей и полуразрушенные строения. Когда-то здесь был порт, сейчас же ощущение такое, что жилая всего одна улица, а остальные постепенно умирают. Мы проехали через поселок и пошли к береговой батарее.
Мы двигаемся на юг, в сторону Хибинских и Ловозерских тундр. «Тундрами» называют хребты, поднимающиеся над окрестными лесами, которые действительно и есть тундра. На ночлег остановились неподалеку от Ревды, на берегу Придорожного озера.

В Хибины

От Ревды мы поехали во второй цирк Раслака. Ловозерские горы, ледниковое озеро. По перевалу поднялись на гору Аллуайв, ее высота — 1050 м. Подъезжая к подножию перевала Геологов, мы увидели чудо — снег! Это было 24 августа. На вершинах высоченных гор виднелись ледники. Изучив перевал снизу, поехали наверх. Высота — 1106 м. Задача — любоваться красотой и найти Геокешерский тайник. Наверху поиграли в снежки.
Недалеко от озера Малый Вудъявр, на одном из отрогов хребта Тахтарвумчорр, расположен рудник, который разрабатывался спецпереселенцами в 30-х годах ХХ века. При хорошей погоде вход в штольни можно рассмотреть даже невооруженным глазом, но, чтобы добраться до них, пришлось «немного потрудиться». Озеро Малый Вудъявр называют жемчужиной Хибин. Действительно, место прекрасное и живописное в любое время года. Вокруг водоема — большое количество дорог и троп. Сохранившаяся еще со времен разработки рудника дорога обрывается у подножия горы Тахтарвумчорр, на краю лесной зоны. Дальше можно только пешком. На 150–200 м ниже входов в штольню стоит паровая машина, которая по трубам (кстати, тоже сохранившимся) подавала пар на отбойные молотки шахтеров.

Терский берег

Старинное поморское село Варзуга — вполне «живое» для этих мест. На центральной улице мы увидели даже несколько современных коттеджей. На Терском берегу в устье реки Варзуги есть удивительное место — Кузоменские пески. Это песчаная пустыня размером примерно 5 на 10 км на одном берегу и такой же площадью на другом. Данная аномалия, возможно, является экологической катастрофой, вызванной активной рубкой леса близ деревни Кузомень более 100 лет назад на нужды солеварен. Когда-то это было большое село в устье реки Варзуги, в месте ее впадения в Белое море. 100 лет назад в порту, расположенном за деревней, кипела жизнь: приходили корабли с рыбой, грузились соль и пушнина, корабли направлялись в Архангельск и на Соловки, а с появлением каналов — в Петербург. Сейчас это 30–40 домов, аэропорт и несколько рыбацких лодок у старого причала. Много лет сюда завозят плодородные слои почвы и пытаются вырастить деревья, но все бесполезно: люди никак не могут победить пустыню.
Устье реки Варзуги — крайняя точка нашей экспедиции. Дальше просто нет дорог, хотя есть жизнь. В этих местах на берег безбоязненно выходят тюлени, и нам посчастливилось подружиться с одним из их детенышей.
Мы решили обязательно вернуться сюда, найти способ переправиться через Варзугу и продолжить путешествие по Терскому берегу. Эти удивительные места совершенно уникальны, и они уходят: уже сейчас исчезло больше половины деревень, а лет через 20– 30 не останется почти ничего.


Киловатты северных рек

Неподалеку от Териберки находится Серебрянское водохранилище и Серебрянская гидроэлектростанция. Конец 60-х — начало 70-х годов прошлого столетия — интересное время с точки зрения развития энергетики страны. Именно тогда начали активно покорять северные реки, возводя на них небольшие ГЭС. Институт «Ленгидропроект» в рекордно короткие сроки разработал почти все самые северные ГЭС мира. Рабочие этих «великих строек» столкнулись с холодом, вечной мерзлотой и прочими «прелестями» Крайнего Севера. Серебрянская ГЭС — один из примеров этих строек. Некоторое время после возведения эта электростанция, точнее, целый каскад из двух ГЭС, была самой северной в мире. Серебрянские, входящие в каскад гидроузлов на реке Воронья, построены за девять лет — с 1964 по 1973-й. Возведены около 3 км плотин высотой до 100 м, проложено около 5 км трубопроводов. К сожалению, использованию северной гидроэнергии сейчас не придается былого значения. А между тем в соседней Норвегии на ГЭС вырабатывается 90% всей электроэнергии страны.

текст: Анна БАЛАКИРЕВА, Алексей МЕНЬШЕНИН
фото: Сергей КИСЛЕНКОВ и авторы

Статья опубликована в журнале ORD – Off Road Drive №12 декабрь 2010
http://www.off-road-drive.ru

 На верхОтправить письмо
  © Клуб автомобильного туризма "Лось" 2006-2013   
Разработка сайта: К.Шведов info@losik.ru           

    Rambler's Top100