Конференция
Текущее время: Пн апр 29, 2024 3:59 am

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 4 ] 
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: Ср янв 19, 2011 12:09 pm 
Не в сети
Местный

Зарегистрирован: Пн сен 29, 2008 2:22 pm
Сообщений: 201
Откуда: СПб, Гражданка
что-то сумрачно и грустно, машина в ремонте, Джип-фест отложили, солнца нет, но много снега. А когда он уже был, снег? для меня - в начале Ноября. На Воттовааре. Вот и небольшой рассказ был тогда написан. Перечитал, настроение существенно улучшилось. Некоторые читали и видели фотки. Как их выкладывать, для меня вечная проблема. Может кому тоже будет интересно, как мы скатались в небольшую экспедицию. И тоже кто-то улыбнется, и станет еще чуть счастливее.

Поездка в Карелию на гору Воттоваара в ноябре 2010.

Один из моих штурманов с компанией друзей собрался скататься в среднюю Карелию в одно из достопримечательных мест – на гору Воттоваара. Пригласил и меня. Про сие мистическое место читал и слышал ранее, и мысль там побывать была. Почти природный заповедник, культовое место шаманов, знаменитые нерукотворные сейды и лестницы, кроны деревьев причудливой формы, неведомыми силами закрученные стволы, непонятно какими силами, как картошка ножом, порезанные, огромадные валуны.... Уникальное по энергетике место, и просто самая высокая точка центральной Карелии, манили.
Случай как нельзя кстати – четыре празднично-выходных дня — с 4 по 7 ноября. Изначально планировали ехать на трех машинах вдесятиром. Затем состав постепенно уменьшался. За пару дней до выезда выяснилось, что едем мы вдвоем на одной машине.
Машинку решили взять мою – боевая КИАнка Спортажка на 30 дюймовой Федиме, бодик около двух дюймов, шнорхель и еще кое-что, в т. ч. отсутствие заднего сиденья позволяющее даже вполне нормально спать в машине. Тускловато ехать на боевой резине многие сотни км по асфальту, но попытки поставить менее «боевую» резину при дефиците времени успехом не увенчались. Предложенные одноклубником и просто отличным человеком Сашей Долгим (lungo) колеса от Патриота даже махнули по штуке. Но ему мои подходили нормально, а мне его — только условно. Увы, лишил Сашу удовольствия помесить грязь на боевых колесах. Другие варианты рассматривать было некогда или накладно.
При выборе маршрута предпочли «восточный», т. е. Ладогу обходили с востока. Наш путь лег с севера Питера по КАД - далее по Мурманскому шоссе до Пряжи - Крошнозеро – Эссойла – Суоярви – Поросозеро – Гимолы (станция Гимольская) – далее к горе Воттоваара. Погода из Питера и по Мурманке была поздне осенняя, но плюсовая и без дождя, дальше – временами дождь и мокрый снег. Асфальт кончился в Крошнозере, далее до Эссойлы - сильно ямно-дырчатый, после неё – грунтовки: укатанные и местами просто очень приличные для нашей машины. Вспомнили про карельские грунтовки - «характеризуются уклончивостью и изогнутостью». Поздний выезд из Питера, около 10 утра, неспешная езда на боевых колесах, в итоге в Поросозере были только через 13 часов.
Незадолго до Поросозера оторвался глушитель, очень неудачно, на стыке с банкой. Был кусочек «холодной сварки», но Руслан сказал, не выдержит, все равно снова оторвет. Ночь, дождь, простуженное состояние, необходимость найти сварку... Решили остаться в поселке и заночевать где-нибудь в тепле.
Первый же человек, к кому обратились, объяснил, что сварку сейчас мы не найдем, все празднуют, а гостиниц нет, но на постой берут там, там и там, показал сразу три дома. Устроились быстро. Очень радушные хозяева за крайне разумные деньги пустили переночевать. Спасибо им.
Утренние поиски сварки не увенчались успехом: сварщики либо уехали на озера, либо «не в состоянии». Потеряв пару часов, грохоча по округе оторванным напрочь глушителем, двинулись к Гимолам. Много останавливались, созерцали окрестности, искали и находили грибы, но очень старые, или солонухи, а нас они не интересовали. Маленько помогли местным рыбакам на Ниве разобраться с причиной их поломки - полетела полуось, они заказали из Петрика друзьям доставку. В Гимолах также не нашли сварщика, тоже уехал на рыбалку. Покатили к горе.
Шлагбаум в Гимолах при въезде в карьер был открыт, обогнув зоны выгрузки, по очень хорошему хайвею для большегрузов доехали до развилки (карьер влево, к горе - правее, лесная как бы дорожка). Посетили карьер, вернулись, и двинулись к горе. Дорожка очень приличная, всё проезжаемо, и лужи и мостики, которыми пугали. Из пяти больших луж, в самой глубокой посередине сантиметров 40 воды, но дно абсолютно твердое песчано-каменистое. С краю, неспешненько и недопривод пройдет, но только не пузотер импортный. Очаровывали багряные болота слева и справа. Погуляли, клюква есть, вкусная. На разрушенном мосту через речку Тяжа, перед самой горой, уложен второй, достаточно новый, из бревнышек, настил. Аккуратно проехали. Почти сразу – развилка дорог вокруг комплекса Горы.
Комплекс горы Воттоваара - это плато с несколькими вершинами, прилегающими озерами и сопками, общей площадью порядка 30 кв. км. На развилке сразу вспомнилось сказочное «налево пойдешь, направо пойдешь»… Слева, недалеко идущая, судя по карте, дорожка, переходящая в тропинку и более крутой юго-западный склон к вершине, но она лучше подходит для пеших туристов. Машину пришлось бы оставлять далеко внизу, у подножия, а этого не хотелось. Мы решили поехать вправо и с восточной стороны огибать Гору.
По дороге мостик попался, в нем верхний ряд подгнивший, но внизу крепко, так что ехать можно смело, решили мы после осмотра. Снова много останавливались, осмотрели разрушенное строение, решили, что это был скит.
Потом увидели стоянку шаманов. Это – достаточно оборудованная стоянка и пара островерхих чумов, обтянутых кусками тентов, с очагами внутри. Место показалось нам неприветливым и зловещим. Мистика. На заднем правом колесе все пять гаек отвернулись ровно на полтора оборота (при езде стука не было!). Заметили это по радиальным следами некой грязи на диске. На других дисках, хоть и переезжали несколько луж всё было абсолютно чисто. Что это, грязь из-под гаек? Не поняли. Закрутили. Все другие колеса проверили тоже. Обогнув комплекс Горы справа до самой северной точки, выехали к развилке. Одна левая дорожка вела в сторону горы, вторая, более накатанная, прямо (судя по карте) к поселку Суккозеро. Мы знали, что дорожка к вершинам Горы проезжаемая на авто, идет с северной стороны, и по ней решили ехать сколько сможем. Кстати, некоторую информацию почерпнули из Инета, а точечно и ценно подсказали Ирина и Андрей Бродяга с форума vse-4x4.
Природа, погода и растительность менялась на глазах. То совершенно красные камни, то огромные расколотые валуны. Внезапный снежный заряд, и за пять минут всё покрылось тонким слоем снега. Температура стала падать. Пара красивейших озер, одно, явно георазломного характера... Потрясающе! Остро захотелось приехать сюда летом.
Километра через 4,5 решили, что пора включать полный привод, т. к. по мокро-заснеженно-скалистой дорожке машина начала юзать. Вскоре встретили двух человек на грузовом УАЗике-головастике. Местные. Сказали что дальше смысла ехать им нет, пойдет каменистость, крутые подъемы, пара болотин, и вообще - поздно и погода будет резко портиться, да и оставаться на Вотто лишний раз им не надо. «Вы - то сколько - нибудь еще проедете, - сказали нам, - Но без лебедки и на таких маленьких колесах на саму вершину не заедете, соскользнете. УАЗка нужен с лебедкой, военными редукторами и залюфтованый». Всё знают. Нам подсказали, что будет много развилок - усов, большей частью тупиковые, там места для стоянок, часть у озерок-ламбушек. Поплутаете маленько, но выйдете к горе. Пожелали осторожности и удачи.
Пробравшись еще на пару километров, встали на стоянку у очага. Свечерело быстро. Относительно ровным местом оказалась только дорожка, на ней палатку и раскинули. Утеплились. Приготовили ужин, поболтали, есть особо не хотелось, парадокс, но это так. Почаевничали. Много разглядывали небо и созвездия. Как-то очень быстро разъяснилось в ночи, такое черное небо и очень ясно видимые миллионы звезд. Вспомнились многие созвездия. Не говоря уж о Медведице и Кассиопее, особенно впечатлил своей красой Орион. Еще один парадокс, думали что прошло 2-3 часа как стемнело, а на деле оказалось что больше шести. Усталости или желания спать не было!. Пришлось себя заставить идти спать.
Выспались быстро, за пять часов. Еще темно, но полоска рассвета за горой уже появилась. Как-то странно много инея и температура очень низкая. Термометра не было, но по ощущениям поняли, что где-то под -15°С, что подтвердили потом пешие туристы при встрече. «Под утро дубак полный был, точно ниже десяти», и в Гимолах в три часа дня на градуснике было -8°С. Следов простуды как не бывало. Клин клином вышибает. Или энергетика горы повлияла?
Ранний звонок из Питера. Засада. Напарнику надо срочно возвращаться в город. Решаем все же, что коль мы уже на Горе, рядом с вершинами, бросаем машину, и как чуть рассветет, идем пешком, осматриваем за 3-4 часа по-минимуму что сможем и катим обратно. Переодеваемся для пешего похода, с собой вода, навигатор, перчатки, фотоаппараты. Под ногами хрустит заледенелая трава и заиндевелый вереск. Лед в лужах держит, не лопается. На болотинке ничего не замерзло, еще бы. Топаем по вполне различимым следам метров триста. Еще одна стоянка, и дальше следов авто почти нет. Вскоре понимаем почему: просто дальше уже не дорога, а направление только для хорошо подготовленных джипов. Впереди камнетриал, и хорошие такие, небольшие, но весьма крутые склоны. Еле угадывающаяся дорожка, определяется больше по ширине проезда для машины, чем по следам. Сильно петляет, но выводит нас на вершину 408 метров.
Мы наверху плато. Ставлю точку, выключаю навигатор. Завораживает. По сторонам такие виды, что хочется бесконечно смотреть и ничего больше не делать. К западу, и чуть южнее, всё внизу окутано плотным слоем тумана или облаков. Они лежат много ниже нас. К северу, и чуть восточнее, облаков и тумана не видно. Вдаль уходят поросшие лесом склоны, и просматриваются несколько озер. Одно очень большое.
Наконец, из-за горизонта полностью поднимается солнце. Всё сверкает, светится и играет в его лучах. В штилевом безветрии, от совершенной тишины звенит воздух. Хрустим травой и веточками. Вспугнули глухарку, каждый взмах крыльев слышен, как будто прямо над головой.
А рядом, над головой, деревья причудливые. Боже! Что с ними? Вывернутые и закрученные стволы и центральные ветви; вершин практически ни у одного дерева нет. Те, что вроде обычных форм, какие-то чахлые и низкорослые, едва выше двух-трех метров.
А это что ж с валунами? Кто их так рассек, как будто грецкий орех кинули, а он на половинки раскололся. Только в поперечнике валунчик больше 4 метров. А вот и другие, поменьше, но тоже растресканные, порубленные. Да-а, интересно.
Южнее, плато уходит чуть выше, где-то там вершина 417 - самая высокая точка. Гуляя по плато, поразились множеству тропинок. Топаем на юг, оставляя на снегу хорошо различимые следы. Прислушались. Делая шаг улавливаем гулкое, отдающее эхом бумканье. Постучали ногами. Точно, стоим на скальном грунте, а он звенит, рождая эхо. Как будто идем по своду, а внутри что-то есть, иное. Нет, не пустота, а что-то живое. Мелькнуло сравнение: так бумкает ножками дитя во чреве матери. Очень похоже. Сразу стали идти медленнее и мягче.
Опять слышим звуки откуда-то снизу, но другие. Теперь - как текущий ручеёк среди камней журчит. Осматриваемся , но не понимаем, где он, и куда бы он мог течь. Все же видим чуть дальше небольшой намек на лощину. Да, так и есть, среди каменных берегов озерцо продолговатое, в длину метров 50, покрыто льдом, а с нашей стороны вот тут не замерзло. Видимо, вода сюда и вытекает. Аккуратно обходим его справа и идем к вершине.
Где-то тут должен быть Трансзнак геодезический. Почти ровное плато, камни, редкие деревца, вереск, местами оголенные, чистые площадки скалы. Нет ни знака, ни его остатков. Выше ничего не видно во все стороны. Севернее — ниже, и мы оттуда пришли. Юго-восточнее тоже есть вершинка, на удалении. «На глаз» понять сложно, но посчитали, что она тоже ниже.
Включаю навигатор, альтиметр показывает 417 метров, есть кусочки трека и ловится 12 спутников. Ищу в навигаторе точку «Тр знак», что вбил ранее. Так... Что за чудеса? Трек есть, а точек ни моих, ни чужих, что были поставлены нет. Роюсь. Не нахожу. Да и не надо, подсказал внутренний голос. Согласился.
А вот и Руслан зовет: «Смотри-смотри, мы как на самолете, мы ж летим!» Да, точно, Мы Летим! Вокруг, во все стороны, далеко простирается Красота. Местами с туманом и облаками, а местами кажется видимость миллион на миллион, как будто воздух помыли. Снова снимаем фото и видео на цифровой фотоаппарат. Жаль, пленочный остался в машине, хотели проверить, действительно ли пленки засвечивает тут.
Но вот, пора идти назад. А куда? Туда, на север, откуда пришли. А где же наши следы? Кружим, не видим. Стоп. Включаем мозги. Нам туда. Только туда. О, вот и следы. Да. Мало увидели, ни лестниц, ни сейдов, но есть обстоятельства, которые вынуждают вернуться в Питер.
Торопимся, спускаемся. Оба — на! Что это? Вот это да-а. Такой валун, и на каменных ножках. Вот оно. Такое точно видели на картинках. Это же самый настоящий сейд! Хм, а как же мы мимо него шли наверх и не увидели? Вот тут же и шли. Рядом. И не видели. Наверно, в сумеречном рассвете не разглядели. Фографируем и фотографируемся. Но рядом, ни коим образом не прикасаясь к камню. Что-то подсказывает, что трогать его не надо, нехорошо. Или будет нехорошо. От правильного решения сразу как-то полегчало, и стал как будто меньше или легче сам.
Спускаемся, идем к машине. Проходили мы больше четырех часов. Включаю навигатор: мистика, все точки есть!!! Сборы были недолги, и теперь в обратный путь. Есть не хочется совсем, только пить. И только чистой воды.
От нашей стоянки до выезда на развилку в северной части — 6,5 км по адометру. Выбирались 50 минут. Еще 32 км ехали два часа, хотя останавливались немного и ненадолго. Пару раз по дороге фотографировали кардинально изменившиеся краски природы. Вчерашнее живое буйство золота и багрянца сменилось сегодня застывшим в инее серебром. Лужи, мостики всё ходом шли. Анализируешь: тут был не прав, мог льдинами толщиной до двух сантиметров запросто пробить радиатор. Слава Богу, повезло...
Еще останавливались, когда ближе к Гимолам догнали трех пеших туристов, молодые ребята и девушка. Кстати, они тоже из Питера, ехали поездом. Поболтали, в том числе о погоде и её превратностях. Они отогревались у костра, но согрелись вот уж пройдя с десяток километров. Они с развилки перед горой ушли влево, потом нашли тропу и по юго-западному склону поднимались, в прямом смысле карабкаясь и хватаясь руками за ветки и камни. Хорошие перчатки советовали брать и обувку правильную. На снег-лед тоже не рассчитывали. О Горе сказали нам только: «Дух Горы есть!» Что еще интересного видели – делиться не стали. От предложения подбросить до станции отказались, мотивируя, что тогда очень долго ждать поезд придется, а так, по-тихому, дойдут.
Снова в Гимолах. Сварщика так и не было, не приехал с рыбалки. Солнце как будто и не выгладывало вовсе. Тучи, мелкий снежок, морозец. На полдороге к Поросозеру сзади что-то забрякало. Осмотрелись. Запаска порвала сварку на «калитке». Перерыв. Полмашины на вынос, запаску внутрь, вещи наверх.
Ехать по грунтовкам много обратно не захотели. Выбрали маршрут Поросозеро – Юстозеро – Гирвас – старомурманское шоссе до Шуи, там новая развязка, выезд на Мурманку, объездная Петрозаводска. Перенесли пост ГАИ. Интересно, старый пост на кольце у Петрика остался?
По дорожной обстановке. Обратная дорога была полная АПОЖ. В Поросозере на асфальте трогать тормоз – запрещено — моментально в юз. Попробуешь газануть — тоже в юз. И так местами до Гирваса, даже на грунтовках. На них кое-где уже накат был, небольшой, но все же. Далее лепило снежными зарядами так, что порой казалось, стоишь на месте, только снег в лобовое. Спасал, и то условно, свет противотуманок: их пришлось развернуть вниз и вправо, чтоб видеть край. Фары включали, если редкая встречная. Но границу асфальта и обочины все равно не видно, всё в снегу. Отдать должное, от Пряжи до Олонца дорожники успели попесчить-посолить дорогу, было полегче. Мост через Свирь, ремонтируемый в Лодейном поле туда прошли за полчаса, обратно — ходом: никого не было вообще. От поворота на Алеховщину до Приладожского местами дорога была совершенно сухой, потом, несколько таких снежных зарядов, что фуры вставали на обочину. Мы же на свой страх и риск ползли. От Кировска и на КАДе полито-посыпано. Около пяти ночи были дома.
Обратный путь от стоянки на Воттовааре до дома на Гражданке в 660 км проехали в итоге за 16 часов. Отмечу, что отменная солянка и вкусное горячее второе незадорого были съедены на полдороге между Петрозаводском и Пряжей в новом кафе.
По бензину. На Мурманке, понятно – на выбор. Далее, по совету знакомого из Суоярви, если ехать со стороны Эссойлы, заправляться на любой из двух заправок перед самым-самым Суоярви. Там всегда есть бензин, дизель. Что и сделали. В Поросозере тоже есть заправки, но они ведомственные, не на дороге, в выходные и праздники могут не работать. В Гимолах заправки нет. Еще может не быть какого-то топлива, еще может не быть света. Мы заправок в Поросозере с главной дороги не видели. Или не увидели. С собой брали три канистры по 20 литров. Карелия есть Карелия, и вообще, привычка – «запас топлива на 200 км тяжелого бездорожья.»
Внедорожное оснащение: Джек, пара сэндтраков, ручная лебедка и прочее востребованы не были. Туристическое – в полном объеме использовалось. Бензопила, скобы, гвозди 250, на случай укрепления мостов, не понадобились. Спасибо тем, кто укрепил мост ранее. Обязательны налобные фонари на каждого, и еще фонарь-фара желательна. GPS-навигатор и карта Карелии тоже нужны. Как понимаю, лучшее — это Атлас Карелии «двухкилометровка», с него же и все Озиковские карты сделаны. Хорошо, что взял спальник зимний – до -17°С который держит. У напарника был до -5°С, ему было холодновато даже в свитере и теплом белье.
Еще о двух фактах. Первое. По всей дороге туда нас не остановил ни один инспектор ДПС, ни на постах, ни по дорогам, хотя они периодически встречались вплоть до Поросозера. По дороге обратно нас останавливали на всех постах и все экипажи вплоть до Кировска, а это порядка 8-9 раз. Несколько странно, но объяснимо. Машин мало или нет совсем, ночь, мы грохочем. Справедливости ради, скажу, что все были доброжелательны и непредвзяты. С некоторыми по паре минут поговорили. Нас призывали остановиться и переждать или заночевать, не ехать в тяжелых условиях. Да, хорошо, что перед поездкой вписал в страховку напарника.
Второй, и менее понятный факт, обнаружился уже дома, при просмотре фотографий. На четырех фотографиях одного и того же огромного, расколотого на половинки валуна, на вершине горы четко видно по одному красному пятнышку, небольшому, но похожему на то, какое обычно называют «красный глаз» при съёмке людей. Пятнышки на разных фотографиях в разных местах. Несколько недоумеваем. С другого фотоаппарата с этих же ракурсов пятен нет. Объясняем это съемкой в сторону солнца, бликом оптики. Но с этого фотоаппарата сделаны были сотни снимков в сторону солнца в других местах, и такого эффекта на пейзажных съемках не было. Может, какое дифракционное преломление света? Что может быть еще?
Отдельно про связь. У нас у обоих – Мегафон. По Мурманке – известно. Далее, в радиусе 10 км от названных населенных пунктов — везде устойчивая. На перегонах может не быть, или неустойчивая. На месте, где стоянки и на самой Горе Вотто - 5 баллов, на подъездах была почти везде 2-4 балла, кроме небольшого отрезка пути в северо-восточной части дороги вокруг горы. Там 1-2 балла, местами потеря сети.
Подводя итог. Очень довольны и счастливы. Впечатлений хоть отбавляй. Есть большое желание приехать к комплексу Воттоваара летом, с семьями, а также посетить еще десяток интереснейших мест Карелии, в том числе и Мраморные озера, и озеро Пизанец, и петроглифы... Но это уже будут другие истории.

Спасибо Воттоваара ! Дух Горы есть!

Сергей Куликов,
4-7 ноября 2010 года.

_________________
И там, где HUMMER не пройдет, есть шанс КИАнку провес/зти


Вернуться наверх
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: Ср янв 19, 2011 1:14 pm 
Не в сети
Здравствуйте товарищи турЫсты!!!
Аватар пользователя

Зарегистрирован: Сб июл 01, 2006 10:48 pm
Сообщений: 1012
Или тут http://www.losik.ru/expedition/rep/#315 с фотографиями


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Ср янв 19, 2011 4:48 pm 
Не в сети
Местный

Зарегистрирован: Сб мар 22, 2008 7:16 pm
Сообщений: 115
Молодец Серёга!!!! И фотки красивые.

_________________
Нормальные герои всегда идут в обход!!!
КАРАВАН идет ...


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Чт янв 20, 2011 8:36 pm 
Не в сети
Местный

Зарегистрирован: Пт авг 18, 2006 9:54 am
Сообщений: 142
Откуда: Питер
Молодцы парни!!!

Сам давно в мыслях держу, но думаю след. летом и на Бесов и на Воттовару найду время))


Вернуться наверх
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Сортировать по:  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 4 ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 22


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
Русская поддержка phpBB