Дальние Хибиня или два обморока в ТАЗике, не считая собаки.
Время шло к отпуску, но конкретных планов не было, как и уверенности в этом самом отпуске. И в понедельник вечером в мою голову пришла мысль, нашла мозг и родилась идея – а не съездить ли нам в Хибины? Как ни странно, Квазик эту идею поддержал, не смотря на то, что отпуску была всего одна неделя.
В пятницу вечером не без приключений мы стартанули в сторону Мурманска. Т.к. решение ехать было достаточно спонтанным, то и поехали в одну машину (ну не обмороки? ). Да, из-за того, что Квазимобиль до сих пор на ремонте, поехали на городской 99 (точно обмороки). Главной проблемой было запихать весь походно-лагерный шмурдяк в достаточно маленький багажник 99, учитывая то, что все заднее сидение занимала собака. Решение пришло в виде использования сенд-траков в мирных целях. Закрепив их на верхние реллинги, мы получили вполне даже себе экспедиционный багажник, на который и водрузили пару гермомешков, палатку, канистру и 10-ти метровую бухту троса
Выехали мы в 22 часа и встряли на Мурманке в пробку длиной 30 км. Первую ночевку предполагалось устроить в Гирвасе, но когда мы до него добрались в районе 7-8 утра, то приняли решение ехать до Кандалакши без остановок – раннее утро, машин на дороге нет и ехать одно удовольствие. В Кандалакшу приехали в 15 часов (ехали в два руля – один ведет машину, второй спит). Два пилота рулят.
Как ни странно, но пройдя за 17 часов 1100 км, мы в общем то не особенно и устали, поставили лагерь на берегу Кандалакшинского залива и наслаждались Белым морем.
На следующий день заехали в сам город, затарились провизией и стартанули в Хибины. Дорога на Апититы обалденно красивая и местами даже ровная. Учитывая, что карт Мурманской обл. для Озика у нас не было, купили на заправке странную 5-ти километровку, по ней и ездили (в одну машину, за 1000 км от дома с «пачкой Беломора» – самая психически здоровая в нашем экипаже видимо собака).
Кировск поразил не столько своей красотой, сколько совершенно дикими пешеходами, которые переходя дорогу даже не смотрят по сторонам. Прям движение по дворовой территории.
Карты Хибин у нас тоже не было . Но благодаря инструкциям, полученным у Змея, мы примерно представляли куда ехать, т.к. дорога там одна.
Дорога действительно одна, но через пару км она перестает быть дорогой и становится руслом ручья, правда не надолго. Больше всего меня поразило то, что на календаре 19 июля, а там до сих пор лежит снег. Натуральный, белый и холодный.
На перевале нас догнал подготовленный УАЗик на 33 колесах, а потом и буханка. Это оказались джиперы из Апатитов. Они там регулярно катаются и устраивают соревнования. Температура воздуха на перевале +4. А дальше опять камешки-камешки-камешки. А еще была здоровенная труба, зарытая в землю меньше чем на половину. Вот тут – то я и вспомнила добрым словом своего отца, который поставил на эту машину правильную защиту картера.
У КСП мы увидели еще один подготовленный УАЗ, на этот раз с московскими номерами. Зашли к МЧСникам, спросили можно ли добраться до оз. Щучье, нам сказали, что мы доедем, если сможем преодолеть брод. А на вопрос про наличие медведов нам ответили, что медвед там адын и он ушёль в сторону Гольцового озера (мы про себя хихикнули что к ним вместо медведа приехали два лося)
До брода доехали через камешки-камешки-камешки, а у самой речушки нашли гламурный Ниссан Патфендер с двумя москвичами. Они стояли и думали – смогут ли они проехать. Генка не смог не подколоть – а что, у автомобиля в вашей комплектации собачки из колес не впрыгивают? У них не оказалось не только данной опции, но и резиновых сапог. Правда резинок не было и у нас. Хотя в данном случае спасли бы только заброды, а для них в машине не было места (да и кроссовки сохнут быстро, если что). Поскольку инициатором отсутствия сапог была я, то в ледяную воду пришлось лезть мне. Москвичи бодро прыгали по берегу с криком «Вы там утоните, а мы посмотрим». Ога, счаз!!! Выбрали траекторию и спокойно прошли. Успокаивала та мысль, что Ниссан стоит на сухом, а динамики у нас 10 метров если что. Но не срослось у нас с оз. Щучьем, т.к. через 300 метров гадкие джиперы размесили дорогу и мы не рискнули туда соваться на легковушке. Москвичи тоже развернулись, и мы поехали искать другую стоянку.
Хотели встать на круглых озерах, но и до них не суждено нам было доехать – брод через речку был доступен только для джипов. Но мы не особенно расстроились и встали на берегу этой самой речки.
В отчетах часто писали про огромные толпы дико злых комаров. Но оказалось все не так уж и страшно, бывало гораздо хуже. Правда собаке пришлось тяжко, т.к. все пузо в ляжки были искусаны мошкой.
В первый день нам повезло с погодой, светило солнце и температура была +14. Мы пошли смотреть на «красивый водопад».
Проснувшись на второй день оказалось, что все горы затянуло облаками, и лишь изредка показывались горные пики.
Но к обеду облака немного растянуло, и мы решили сходить в горы. Выяснилось, что через ту речку, у которой стоял наш лагерь, есть мостик рядом с КСП, правда он пешеходный.
Сделали небольшой крюк в два км и полезли наверх. Накануне днем мы видели группу туристов, которые поднимались по одному из склонов и мы решили повторить их маршрут (ну да, без карты и проводника). Тропы натоптаны, а с них сходить мы не собирались.
Если мне, стоящей внизу в долине, люди лезущие наверх по горе казались по меньшей мере камикадзе, то при ближайшем рассмотрении все оказалось не так уж и страшно. Залезли наверх, правда до ледника мы так и не дошли, посмотрели на долину с высоты птичьего полета.
Поразило то, что внизу нам удалось рассмотреть даже наш автомобиль. Если путь наверх занял примерно 3 часа, то обратно мы спустились за 30 минут. Правда я предложила не идти до моста, а пройти речку вброд (ну не одной же мне купаться в ледяной воде) и Генка повелся. Мы добросовестно сняли обувь, но пройти через стремнину босиком оказалось невозможно, посему вторые кроссовки и берцы оказались мокрыми.
Утром погода стала еще хуже, и о том, что вокруг нас горы напоминала только шумная речка с прозрачной ледяной водой. Мы свернули лагерь, выписались с КСП и поехали в обратный путь.
Но, пройдя чуть больше половины пути, у нас сзади что-то сильно застучало. Как оказалось заднему амортизатору стало плохо – разбило нижнюю чашку и амортизатор очень хотел ехать в салоне вместе с нами. Кое-как мы доковыляли по камням до Кировска, и начали искать сервис. С сервисами оказалось туго, но мы нашли умельцев, которые согласились нам помочь. Заменили аморт, заехали в Кандалакшу за едой и бензином и в 20 часов выдвинулись в Карелию.
Планы были встать где-нибудь на красивом озере, постоять пару дней, половить рыбку, но т.к. из Кандалакши мы выехали поздно, то решили встать лагерем в районе Беломорска. Прикинули на нашей «пачке Беломора» где можно было бы встать и поехали. Ночь, темень (в отличие от Хибин, где белые ночи), совершенно убитая дорога, местами переходящая в гать.
Но мы все таки нашли безлюдный заезд в озеру, поставили палатку и заночевали. Утром пошли купать блесны. И выяснили, что взяв 3 спиннинга, катушка у нас только одна, хотя коробок от катушек две. Как так получилось, никто не понял. Червяка накопать там негде, т.е. наши мечты об ухе и копченой рыбке накрылись медным тазом. Да еще жуткое количество комаров, просто смерть (в отличие от Хибиней).
Карельские комары сцуко злые и мы решили ехать в район Гирваса, там сосны и всей этой мерзости не так много. Доехали, начали искать стоянку. Искали долго, и нашли обалденное озеро с теплой водой. Правда стоянка была недалеко от дороги, но это нас не особо смутило.
Разгрузили вещи, Генка начал складывать дрова в кострище, а через несколько минут повернулся ко мне и спрашивает – поджигала ли я костер или нет? Оказалось в нем были еще горячие угли. А ночью над озером отжигали истребители. «Военно-воздушные силы. Наши летчики отличные ребята» (с) Асса.
На следующий день устроили дневку, снова пытались ловить рыбу. Рыба крутилась у берега и показывала язык. Так мы ничего и не поймали. Купались, устроили фотосессию, нажарили грибов и уже собирались идти спать, как на другом берегу раздалось бумс-бумс тынц-тынц. Местные пидростки приехали на придорожный пикник. Но у нас с собой было… Была аццкое сцобако, которое очень любит петь под Раммштайн (гы-гы), а эхо на озере просто обалденное.
Когда над водой раздался заунывный вой собаки Баскервилей, то на какое-то время воцарилась тишина. Местные опасливо вылезли из придорожных кустов в зону видимости, но хулюганить не прекратили. Мы переглянулись с Генкой, поняли, что лечь пораньше нам не светит и достали водочку, соус тобаско и пропустили по Кровавой Мери (Кандалакша – город контрастов. Я весь Питер оббегала, пытаясь купить этот соус, но нигде не могла его найти, а в Кандалашке он преспокойно продается в местном магазине).
Утром свернули лагерь и поехали в сторону дома. А в районе Олонца произошла «встреча на Эльбе» - мы встретили экспедицию ТЕТ под руководством Змея «Север 2009». Сфоткались, перекинулись парой слов и ребята поехали в суровый и прекрасный край, а мы выдвинулись в строну промозглого питерского неба.
Попрощались с краем солнца и озер и въехали на разбитые, поливаемые дождем дороги Ленинградской области.
За время поездки было преодолено 2800 км, не съедено ни одной банки консервов, искусаны ноги (а у некоторых и брюшко), ни одной поклевки (зря брали коптильню), авто потребовало лечения только в части амортизатора.
Для себя мы уяснили только одно – следующая поездка в Хибины только на Квазике. Но и ТАЗик вполне себя проявил – за такой долгий путь (в том числе и в броды, и по камням) – 1 поломка. Можно кидаться какашками в отечественный автопром сколь угодно долго, но Ласточка достойно перенесла все те истязания, которым ее подвергли.