Конференция
Текущее время: Чт мар 28, 2024 10:41 pm

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Выбор палатки.
СообщениеДобавлено: Пн апр 02, 2012 1:29 pm 
Не в сети
ТурЫст
Аватар пользователя

Зарегистрирован: Чт янв 07, 2010 10:24 pm
Сообщений: 32
Откуда: S-Pb
Образовался творческий простой. По сему решил его заполнить написанием статьи, материала на тему выбора палатки. Автор не претендует на полноту исследования. Статья ориентированна на тех туристов, для которых автотуризм, это первый опыт походов вообще. Когда ты сходил(съездил), для начала в поход выходного дня, и понял, что с тем снаряжение которое у тебя есть что то не так.


Типы палаток.

Отправной точкой в деле выбора палатки является где и когда она будет использоваться. Исходя из этого, палатки можно условно разделить на:

- Палатки для пешего, водного туризма,
- Палатки для горного туризма,
- палатки для зимы и зимних походов,
- палатки для автотуризма.

Кроме того палатки могут конструктивно отличаться друг от друга, и в этом их можно разделить на:
- Бескаркасные,
- Каркасные,
- Однослойные,
- Двухслойные.

Так же могут различаться по форме:
- Полусфера,
- Полубочка,
- Шатровые,
- Двухскатные,

Палатки для пешего, водного туризма и горных походов невысокой категории сложности могут быть любые. Главное условие, соотношение веса и вместимости.
Палатки для горного туризма. Здесь любая не подойдет. Опять же, соотношение веса и вместимости, ветроустойчивость и непродуваемость. А это означает, что она скорей всего будет каркасная, двухслойная полусфера, с проклеенными швами, весьма не высокая, с «юбкой» у внешнего слоя палатки.
Палатки для зимы и зимних походов. Прекрасно подходят палатки для горного туризма, особенно если поход происходит небольшим составом. Если участников много, то используется палатка шатрового типа.
Палатки для автотуризма. Специфика данного вида туризма не хитра, и обусловлена возможностью использовать большее количество снаряжения, чем в других видах спортивного туризма. Автотуризм предоставляет возможность брать в поход, как вариант, две палатки. Кемпинговую, для дневок или базового лагеря, и вторую с меньшими габаритами, для текущих ночевок и радиальных выходов. В этой связи, палатка для текущих ночевок должна быть небольшой, быстро устанавливаемой, с высоким значением водонепроницаемости. Кемпинговая палатка, эти палатки отличаются большим комфортом: высокие "потолки", просторные тамбуры, современные ткани, хороший каркас, легко узнаются в каталоге по графе "вес". Если он превышает 7, 10, а то и 12 кг - это кемпинговый вариант.



Конструкции палаток.

Палатки бывают каркасные и безкаркасные, двухслойными и однослойными. В двухслойной - внутренняя палатка сделана из дышащего, но промокающего материала, а внешняя из непромокаемого и непродуваемого. Это конструкция обеспечивающая заметно больший комфорт, чем однослойные палатки. В чем недостаток однослойных? В конденсате. В более трудоемкой установке, хотя это кому как.
Какой формы должна быть палатка? В настоящее время выпускается большое количество палаток различной формы, и сказать, какая из них оптимальная довольно трудно. Наиболее распространенные типы палаток по форме это:
- Полусфера, в том числе с дополнительной дугой (или дугами), или консолями. Как правило, дуги образуют сверху крест. Это довольно устойчивая к ветру равнопрочная конструкция. Может быть как однослойной так и двухслойной. Еще один немаловажный плюс полусферы, в собранном виде, если позволяет размер стоянки, ее можно переставлять с места на место, в поисках более ровного участка местности.
- Полубочка. У палаток этой формы дуги идут параллельно друг другу, более чувствительная к постановке (требуется больше оттяжек чем у полусферы, которые обязательно надо фиксировать), а также они чувствительны к направлению ветра. Основное достоинство - больший внутренний объем и лучшая обитаемость. Может быть как однослойной так и двухслойной.
- Шатровая палатка, в большинстве своем самодельная конструкция, используется в зимних походах, вместимость от 6 и более человек, возможность оборудовать походной печкой, шьется из легкого капрона. Как правило не имеет дна, точнее оно есть, и это съемный элемент палатки. Вопрос продуваемости и промокаемости ткани важен, но не существенен. По продуваемости, сильный ветер в лесу однозначно слабее чем на открытых пространствах, плюс наличие печки позволяет создать нормальный микроклимат. На открытых пространствах, с наветренной стороны делается стенка из снега. Для установки шатра используются лыжи и лыжные палки. Требования к шатровым палаткам: сравнительно небольшой вес(3-6 кг.), небольшой размер в упакованном виде, простота установки, ремонтопригодность в полевых условиях.
- Двухскатная. Часто о таких моделях говорят, как об устаревших, утверждая, что они имеют большое количество недостатков. Однако многие производители продолжают их выпуск. Если вы выезжаете на природу порыбачить и отдохнуть на озере и не планируете часто перебираться с места на место, то у двухскатных палаток появляются плюсы: высота таких палаток по коньку постоянна, тогда как у каркасной полусферы она максимальна в центре, а к краям дна уменьшается, торцевые и боковые стенки - вертикальные. Эти два фактора обуславливают высокую объемность двухскатных палаток. Еще одно немаловажное преимущество, это цена, она раза в полтора ниже, чем у каркасной палатки аналогичной вместимости.
Немного о тамбуре и конструкции входа. Тамбур, это необходимый элемент конструкции. Здесь можно устроить склад вещей, снять с себя мокрую одежду, готовить еду на газовой горелке. Если палатка рассчитана на одного-двух людей, то достаточно одного входа и тамбура. Если в палатке должны жить три и более человек - два входа заметно удобнее одного.
Тамбур - это пространство у входа между внутренней палаткой и тентом. Если не применять дополнительных "ухищрений", то тамбур у палаток получается небольшим. Если в конструкции палатки имеется дополнительная консольная или отдельная дуга, то тамбур становится удобным и просторным, но палатка прибавляет в весе. Впрочем автотурист можете позволить себе немного "лишнего" веса. Так же надо обратить внимание на крепление тента и дуги. Отдельно стоящая дуга на растяжках - это вариант не для сильных ветров. Если вы предполагаете, что можете попасть в сильное ненастье, то надо брать палатку, где дуга тамбура имеет пересечения с основным каркасом и крепления к внутренней палатке. У палаток "полубочек" тамбура получаются просторными, даже без дополнительных "ухищрений".
Вход в палатку, он должен быть на молнии и по возможности сплошной, иные варианты в виде пуговиц, кнопок, липучек не приемлемы. По форме вход чаще всего бывает в форме круга. Вход должен быть продублирован противомоскитной сеткой, которая должна иметь мелкую ячею. Например, ячея 1х1 мм задержит крупных кровососущих насекомых, а такого ГАДА как мокрец (мелкая мошка) не остановит, и он преврати вашу ночевку в АД.
Очень удачная конструкция входа типа "рукав" или "тубус", которая имеет ряд преимуществ. В летний период препятствует попаданию в палатку различных насекомых, в холодное время года лучше сохраняет тепло и при входе-выходе меньше задувает снег.
Теперь, надо посмотреть на крепления палатки к земле. Обычно для крепления каркасной палатки большого количества колышков не требуется: от 0 до 6-8. Многие производители особо подчеркивают, что для установки их палаток колышков надо очень мало, или не надо совсем. Это - от лукавого. Если будет дуть ветер, или пойдет косой дождик, то не закрепленная палатка может сложится, поломаться дуги, и что хуже, палатку может снести с места.



Ткани, дуги, элементы конструкции…

Ткани, здесь используются следующие: для тента, внутренней палатки, дна, проклейки швов, сетка.
Материал тента. Это должна быть разновидность нейлона, силикона, полиэстера, полиамида. Кроме того, он должен быть водонепроницаемым, устойчивым к ультрафиолету, износостойким, прочным на разрыв, и не растягиваться.
Водонепроницаемость. Достигается использованием тканей со значением водонепроницаемости в миллиметрах водяного столба, например, 4000, по крайней мере до 2000 – подозрительно, свыше 4500 для "обычных нужд" избыточно. Будем ориентироваться на этот интервал.
Проклейка швов. Усиление швов путем проклейки делают далеко не все производители. Причина проста, стоимость палатки. Не проклеенные швы на новой палатке "держат" дождь. Сложности начнутся позже, когда палатка станет старее, и швы станут не такими плотными. Поэтому вывод прост, швы должны быть проклеены.
Материал дна. Дно должно быть непромокаемым и прочным. По краям дно должно быть загнуто вверх, чтобы стык со "стенами" был приподнят над поверхностью земли. Материал дна со значением от 4000 и выше. По прочности, здесь надо искать компромисс между прочностью и избыточностью веса. И еще, если вы считаете, что толстое дно будет создавать в палатке дополнительное тепло - это заблуждение. Есть еще вариант, дно из армированного полиэтилена. Из плюсов, 100% водонепроницаемость, легкий. Из минусов, со временем, при длительной и интенсивной эксплуатации все-таки начинает пропускать влагу, при минусовых температурах начинает дубеть, и может возникнуть впечатление что он лопнет, на самом деле он не лопнет и не порвется, а вот на сучке протыкается на ура.
Дуги, это то что образует каркас палатки. Правильные дуги пружинят в руках, а после снятия палатки сохраняет первоначальную (прямую) форму. Правильные дуги делается из алюминиевых сплавов. Впрочем дугами из других материалов, например фиберглас, пренебрегать нестоит. Все определяет условия в которых палатка будет использована, чем экстремальнее тем более высокие требования должны быть предъявлены к материалам и конструкции. Кроме того необходимо обратить внимание как каркас крепится к палатке. Первый - карман. Это когда по всей палатке или тенту пришивается карман, куда надо вставить дугу. Это не очень удобно в плане сборки, зато надежно, и растягивает тент равномерно. Второй вариант – пластиковые(металлические) скобки на стропах или на резинках. Третий вариант - петельки и пуговки - цилиндрики. Каркас захватывается пуговкой на стропе или резинке, а потом она просовывается в петельку. Самый ненадежный вариант. Первый вариант хорошо подходит для экстрима, хотя встречается и на обычных палатках. Второй вариант самый приемлемый.
Цвет палатки. По соображениям техники безопасности цвет должен быть хорошо заметным для спасателей


Как сделать выбор.

По выбору палаток. Личный опыт. При покупке, меньше всего смотрел на название. Теоретическое знание брендов и производителей, это здорово, но важнее знать характеристики материалов из которых делают палатки. Далее, потенциальный покупатель должен определить, где и как палатка будет эксплуатироваться. Определив какая палатка необходима, начинаем изучать рынок. Проведя некое изучение, определяем круг моделей которые подходят по ТТХ и цене. Определив что и где продают, начинал ездить по торговым точкам и придирчиво изучать товар. В финале, расставание с кровно заработанными, и приобретение девайса. Спешка в данном вопросе не требуется, отсутствие опыта можно компенсировать наличием грамотного знакомого. Если грамотного знакомого нет, тогда общение на профильных форумах и с продавцами туристического снаряжения. Можно договорится и съездить с более опытными туристами на субботу-воскресенье, или съездить на мероприятия клуба *Лось*, на месте сами увидите кто и с чем из снаряжения ходит. Небойтесь задавать вопросы, за спрос денег не берут.
Пару слов о продавцах. В подавляющем большинстве те кто продает туристическое снаряжение сами ходят или ходили в походы, поэтому могут дать грамотную консультацию и как правило к жесткому впариванию товара не склонны. Чтобы все было объективно, требуется терпение и время. Походив по магазинам, вы увидите, кто и как из продавцов рекламирует товар, как общается, уровень компетентности будет виден сразу. А там сами решайте, где и что покупать.
Последнее - посмотрите на палатку в собранном виде. Хорошо, если она упаковывается компактно, что в первую очередь относится к дугам. Прекрасно, когда дуги складываются сегментами по 50 см. Допустимо, когда длина сегмента выходит до 60 см. Если дуга в сложенном виде заметно длиннее, помещать ее в рюкзак, или подвешивать под ним будет сложно.


Заключение

В завершении темы палаток, необходимо уточнить, что универсальных палаток нет. Если вы будете ходить, ездить в походы регулярно и в разное время года, то с ростом вашей туристической квалификации вы будете видеть нюансы и отличия тех или иных моделей. И будет у вас палаток, минимум три штука.

_________________
Нет плохой погоды, есть плохое снаряжение.


Вернуться наверх
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Сортировать по:  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
Русская поддержка phpBB